Царь-труба. Нефтепровод Одесса-Броды - эстетика, экономика, геополитикаЭкономикаСтатья - Контент-издательство WebTexts


Вход | Контакты
Главная | Статьи | Новости | Пресс-релизы | Интернет ресурсы | Как работает
Главная > Публикации > Экономика

Царь-труба. Нефтепровод Одесса-Броды - эстетика, экономика, геополитика

Источник: ХайВей | Прочитать на источнике


Путь к энергонезависимости Украины густо усыпан граблями. Есть сильное ощущение, что так называемым элитам, тонкому слою чиновников, принимающих решения, всё время чего-то не хватает: то ума, то денег, то патриотизма. В случае с нефтепроводом Одесса-Броды все эти компоненты впервые слились в единый конгломерат для решения главной стратегической задачи – обеспечить диверсификацию поставок энергоресурсов. Под эту патриотическую идею, как ни странно, нашлись серьёзные деньги и не менее серьёзные специалисты. И результат превзошёл все ожидания. Его по праву можно занести в Книгу рекордов Гиннеса.
Ещё никогда в истории человечества никому не приходило в голову протянуть через всю страну нефтепровод, который будет выполнять исключительно эстетические функции – радовать глаз своими изящными формами. Да, мы украинцы любим всё прекрасное, и такой грандиозный перфоманс тому наглядное подтверждение. Куда там русским с их наивной гигантоманией! Царь-пушка и Царь-колокол полностью утратили своё былое значение как символы большой бесполезной игрушки. Царь-труба – вот наш ответ!

Нефтепровод Одесса-Броды посрамил даже таких закоренелых эстетов, как японцы. Что нам их сады камней и цветущая сакура! Созерцание бесполезного нефтепровода протяжённостью 674 км, стоимостью $465 млн., с ежегодными расходами на содержание $4,7 млн., с резервуарным парком 200 тыс. куб. м., способного перекачивать 14,5 млн. тонн нефти в год (проектная мощность 45млн. тонн!) способствует просветлению сознания куда более эффективно, чем медитация на опадающие лепестки дальневосточной вишни. Как славно было бы собраться вот так, всем вместе – депутатам, министрам, президенту, выехать на природу, расположиться с видом на нефтепровод и в полном молчании по-созерцать сверкающую на солнце трубу часок-другой! Глядишь, и прояснилось бы сознание.

Все, что связано с нефтью и путями её транспортировки имеет как минимум два аспекта – геополитический и коммерческий. Попробуем непредвзято разобраться в ситуации, просто разложив по полочкам основные факты. Начнём с геополитики. На заре независимости в начале 90-х в среде белорусских демократов родилась идея создания «Балтийско-Черноморской дуги». Суть проекта состояла в создании энерго-транспортного коридора связывающего Украину, Беларусь и страны Прибалтики. Проект был призван уменьшить зависимость этих стран от ненавязчивого влияния России. Вскоре Белоруссия из этого проекта выпала, а её место заняла Польша.

Ключевая роль в этой задумке отводилась Украине, и нефтепровод Одесса-Броды был одним из элементов этой энерго-транспортной системы. Возникает закономерный вопрос – какое отношение имеет это сооружение к реальной энергетической независимости Украины? Да, собственно говоря, никакого. Если Украине для внутреннего потребления нужна каспийская или ближневосточная нефть, ничто не мешает ей использовать для перевалки свои морские терминалы. Другое дело, что наши НПЗ при этом нужно реконструировать, поскольку они «заточены» под российскую «тяжёлую» нефть.

А нефть в трубе вовсе не принадлежит стране-транзитёру. Она принадлежит тому, кто эту нефть купил, а задача нефтепровода лишь доставить продукт потребителю за соответствующую плату. Если страна хотела обезопасить себя от возможного снижения поставок нефти из России и снизить риски политического давления, то логично было бы вкладывать деньги в модернизацию и строительство новых терминалов и НПЗ. При наличии желания, всё это не так уж сложно было сделать.

На самом деле цель была совершенно другая – создать новый транспортный коридор, позволяющий разгрузить нефтепоток через Босфор, и самостоятельно включиться в Большую Энергетическую Игру. Но в эту игру играют взрослые дяди – транснациональные корпорации и ведущие мировые державы. Без их поддержки новички не имеют никаких шансов. Украина самонадеянно не предложила крупнейшим игрокам долю в этом проекте и получила жестокий урок. Европейский рынок нефти давно поделен и перспектива появления конкурента не вызвала энтузиазма у нефтетрейдеров.

При этом главным соперником Украины на европейском рынке становилась Россия, для которой запуск нефтепровода Одесса-Броды с перспективой продления до Плоцка принёс бы существенные убытки. К моменту окончания строительства нефтепровода Россия уже восстановила свои утраченные в 90-х годах позиции на нефтяных рынках Восточной и Центральной Европы, создав устойчивые и прогнозируемые связи с собственниками местных дилерских сетей. К этому моменту на рынке Европы дефицита нефти не было, а значит, занять своё место в этой системе Украина могла, но лишь потеснив Россию. Украина со своим нефтепроводом оказалась в роли купца, прибывшего в Тулу с партией новеньких самоваров.

Российская дипломатия предприняла серьёзные шаги с целью затянуть начало строительства нефтепровода по территории Польши. По-видимому, не обошлось без подкупа высокопоставленных польских чиновников. Естественно, у поляков сразу же нашлось множество причин не торопиться вбухивать деньги в этот рискованный проект, хотя на словах они были всеми руками «за». Тем временем крупнейшие европейские и американские компании сделали ставку на альтернативный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Он значительно длиннее (1767 км), проходит через сейсмически опасные участки, стоит $4 млрд., но даёт хороший импульс экономике Турции, члену НАТО и союзнице США и принесёт прибыль компаниям, вложившим деньги в проект. Если бы этим компаниям изначально предложили вложить деньги в нефтепровод Одесса-Броды и получать соответствующие дивиденды, всё могло бы сложиться по-другому.

Начало эксплуатации БТД с пропускной способностью 50млн. тонн в год фактически ставит крест на перспективах использования нефтепровода Одесса-Броды для прокачки каспийской нефти. Дело в том, что её, как оказалось, не так уж много. Страны прикаспийской зоны долгое время водили за нос мировое сообщество, значительно преувеличивая свои запасы с целью привлечения инвестиций. Ещё пару лет назад в прессе мелькали оценки нефтяных запасов Каспия в 10-15 млрд. тонн. Реальная картина куда прозаичнее. Сейчас эксперты осторожно говорят о запасах в 2-4млрд. тонн (это примерно соответствует запасам нефти в Северном море). Впрочем, ко всем оценкам подобного рода ныне приходится относиться с осторожностью. Никогда не врут так много как перед большой войной и при оценке запасов нефти. Насколько хватит этих запасов? Всё будет зависеть от темпов добычи, но лет на 15 может хватить.

При этом ежегодная добыча Азербайджана сейчас составляет около 30млн. тонн, из которых на экспорт идёт 24млн. Этого не хватает даже на заполнение БТД. Некоторые аналитики прогнозируют рост добычи нефти Азербайджаном до 60млн. тонн, но эти прогнозы выглядят слишком уж оптимистично. Однако серьёзные резервы есть у Казахстана, имеющего крупные месторождения нефти, как на шельфе, так и на суше. Сейчас в этой стране ежегодно добывается около 60млн. тонн нефти, 8,5 млн. тонн идёт на внутреннее потребление, остальное – на экспорт. Часть экспортируемой нефти (32млн. тонн) транспортируется по нефтепроводу Тенгиз-Новороссийск, часть (10млн. тонн) по новому нефтепроводу идёт в Китай, всё остальное пойдёт на заполнение БТД.

В ближайшие годы Казахстан планирует довести добычу нефти до 100-120 млн. тонн в год. Но это ещё не значит, что часть этой нефти достанется Украине для транзита по её территории. На Казахстан давят со всех сторон. Ещё не добытую нефть уже начинают делить между собой гранды нефтяного рынка, у которых есть гораздо более серьёзные рычаги влияния на Казахстан, чем у Украины. Не стоит преувеличивать самостоятельность Казахстана в нефтяной политике. Он и рад бы иметь большую независимость, однако попытки, к примеру, заключить прямые контракты со странами Прибалтики на поставку нефти стараниями России были благополучно похоронены.

Украина соблазняет Казахстан долей доходов за транзит и перспективой заключения прямых контрактов с европейскими потребителями. Казахи вежливо изображают заинтересованность, но шансы на то, что они станут осложнять свои отношения с Россией, вступив с ней в конкурентную борьбу на европейском рынке, пока невелики. Свою нефть они и так продадут в любом случае, а ссориться с соседями ради интересов Украины, Казахстану особого смысла нет. Тем более что польская часть нефтепровода пока не существует, и не будет существовать, пока нет контрактов на транспортировку нефти (а смысла заключать контракты, пока нефтепровод не достроен, нет тем более). Для того чтобы по-настоящему заинтересовать Казахстан Украине, по-видимому, придётся продать «Казахойлу» пару своих НПЗ, к примеру, Драгобыческий и Надвирнянский, на которые казахская сторона давно положила глаз.

Дабы окончательно обезопасить себя от перспективы прокачки каспийской и среднеазиатской нефти по маршруту Одесса-Броды Россия затеяла строительство нефтепровода Бургас-Александропулос пропускной способностью 35млн тонн в год и стоимостью $900 млн., который призван решить все проблемы с простоем танкеров в районе Босфора. Просто удивительно, насколько активно начала действовать Россия на рынке энергоносителей с тех пор, как высшее руководство страны взяло под контроль все финансовые потоки! Но это и понятно – личный интерес всегда был лучшим стимулом к эффективной работе.

Украине остаётся лишь довольствоваться теми крохами, которые перепадают ей за транзит нефти в реверсном режиме. С коммерческой точки зрения направление транзита не имеет никакого значения и тем более не имеет никакого отношения к энергетической безопасности государства. Ежегодный доход от транзита нефти в рамках договорённости с ТНК-ВР составляет около $60 млн. При полной загрузке и работе в аверсном направлении эта сумма могла бы быть раза в два больше, но в сложившейся ситуации Украине грех жаловаться, тем более что простой нефтепровода привёл бы к его неизбежной коррозии.

Украина уже наделала множество глупостей, перепутав коммерцию с плохо понятой политической целесообразностью. В ближайшее время никакой альтернативы реверсному режиму использования нефтепровода нет, однако ситуация может измениться уже через несколько лет. Аверсный режим функционирования нефтепровода Одесса-Броды может оказаться востребованным в случае угрозы дефицита нефти.

Разведанные нефтяные запасы России можно оценить лишь косвенно, поскольку реальная картина с некоторых пор в открытой печати отсутствует. По данным 2000года они составляли около 10млрд. тонн (российские данные – 13млрд., оценки западных экспертов – 8-9млрд. тонн), а ежегодная добыча в среднем около 400млн. Никаких особо крупных месторождений с тех пор в эксплуатацию не вводилось. В российской прессе неоднократно упоминалось о перспективах открытия новых крупных месторождений нефти в Восточной Сибири, но пока ничего не найдено. Более того, Россия строит трубопроводы для экспорта нефти в Китай и планирует дотянуть трубу до дальневосточных портов. Чем будет наполняться эта труба пока не очень понятно, возможно она рассчитана и на среднеазиатскую нефть, но долго поддерживать нынешний уровень экспорта нефти в Европу Россия сможет вряд ли.

Наша страна должна быть готова к этой ситуации. Дефицит нефти создаст повышенный спрос и Украина, вместе с Польшей и Казахстаном смогут пробиться на европейский рынок. Маршрут транспортировки – через Каспийское море в Азербайджан, оттуда нефтепроводом до грузинского порта Супса, а потом танкерами до нефтяного терминала «Южный», от которого и берёт начало нефтепровод Одесса-Броды. При этом вовсе не обязательно продлевать трубу до Плоцка и, тем более Гданьска. Подключиться к польской нефтетранспортной системе можно, построив соединительный участок от Бродов до Адамовой Заставы длиной всего лишь 250км (как и планировалось в первоначальном проекте).

Так же не исключен вариант прокачки по нефтепроводу Одесса-Броды нефти, добытой на шельфе Чёрного моря. Ничего внятного о возможных запасах этой нефти пока никто сказать не может. Известно лишь, что нефть на шельфе есть, и что её может оказаться много. В любом случае, применение трубе найдётся, был бы интерес и элементарный здравый смысл. Главное, не допускать к принятию решений людей, путающих коммерцию и политику и суметь договориться с компаниями – заказчиками транзитных услуг. А на будущее следует усвоить, что подобные рискованные проекты и с политической и с коммерческой точки зрения удобнее воплощать руками частного капитала.

В любом случае, говорить о том, что нефтепровод Одесса-Броды позволит решить стратегические задачи энергообеспечения Украины просто глупо. Дай Бог, чтоб он просто окупился и принёс некоторую прибыль. Долгосрочная энергетическая стратегия страны вообще не должна быть связана с нефтью, поскольку её промышленно значимые запасы будут исчерпаны в ближайшие 3-4 десятилетия. И сейчас самое время задуматься об альтернативных источниках энергии. А если Украина таки озаботиться выработкой стратегической концепции энергетической независимости, то не исключено, что по трубопроводу Одесса-Броды в Европу лет через 15-20 будет прокачиваться биодизель или, к примеру, этиловый спирт.

Впервые опубликовано в журнале ЭСТА №2(50) 2007.




Статьи в разделе

Банк «АГРОПРОМКРЕДИТ» отметил День города в Барнауле уроками финансовой грамотности

Банк «АГРОПРОМКРЕДИТ» отметил вместе с жителями Барнаула День города.

Сотрудничество с Национальным архитектурным фондом

В адрес президента ОАО «ФОНДСЕРВИСБАНК» А.Д. Воловника пришло благодарственное письмо от председателя правления «Национального архитектурного фонда» В.М. Абрамсона.

СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНЕ СТАНОВИЩЕ

СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНЕ СТАНОВИЩЕ
КІЦМАНСЬКОГО РАЙОНУ ЗА СІЧЕНЬ-ТРАВЕНЬ 2011 РОКУ
повідомлення управління статистики
у Кіцманському районі

Игроки рынка электронных платежей просят ввести комиссию на прием платежей по госуслугам

Игроки рынка электронной коммерции предлагают ввести комиссию на оплату государственных услуг через терминалы и системы электронных платежей. Данную возможность они обсудят на встрече с представителями Федерального казначейства в конце августа, - сообщает газета РБК daily.

Подведены итоги встречи экономистов

Подведены итоги встречи экономистов в рамках ежегодных осенних встреч экономического форума по дорожной, строительной и спецтехнике Урало-Сибирского региона. Эксперты отметили, что в в Poccии в целом и в регионах в частности, в пocлeднee вpeмя мeняeтcя oтнoшeниe к гpyзoвикaм и cпeцтexникe из Kитaя. Естественно, главной причиной этого становится всё более xopoшee кaчecтвo китaйcкoй cтpoитeльнoй тexники.

 
Добавить
Добавить статью
Добавить новость
Добавить пресс-релиз
Добавить ссылку

Тэги

Новые авторы
Рекламное Агентство ASTRA
Юрий Шаталин
Наталья Урусова
icg.kiev
Володя Антонов
Сергій Караванець
Кристина Осипова
eurasia
Элли Лордон
Елена Ломова
Анна Якименко
Оксана Иванова
Иван Кусков
Анастасия Воронова
Владимир Макаров
Марина Демкина
Александр Левин
Oleg Bondarenko
Дарья Олейникова
Евгений Илларионов
Станислав Саранцев
Alex Borisov
Александр
Владислав Корнеев
Камилла Багирова
Влад Лебедь
Андрей Стадник
Катерина Холодило
Александр Бескудников

Рассылки
Подписка на рассылки
Email:

Ваше имя:


Партнеры


© Copyright 2006. WebTexts. Тексты, представленные на этом сайте, могут свободно распространяться при условии сохранения ссылок на автора.



Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Украина онлайн МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов