Рок-хиты эпохи застоя, часть 4Культура и искуствоСтатья - Контент-издательство WebTexts


Вход | Контакты
Главная | Статьи | Новости | Пресс-релизы | Интернет ресурсы | Как работает
Главная > Публикации > Культура и искуство

Рок-хиты эпохи застоя, часть 4

Источник: ХайВей | Прочитать на источнике


Рок-хиты эпохи застоя, часть 4 Автор: С. Курий
часть 1 см. по адресу: www.hw.net.ua/art.php?id=34236


часть 2 - www.hw.net.ua/art.php?id=34601


часть 3 - www.hw.net.ua/art.php?id=34957





 


Ю. Лоза & ПРИМУС — "Девочка в баре" (1983 г.)




"Девочка сегодня в баре,


Девочке пятнадцать лет,


Рядом худосочный парень


На двоих один билет.


…Девочка, сдурев от шума


И от дыма окосев,


Что-нибудь решать и думать


Отучается совсем".


                       (Ю. Лоза)


Неудивительно, что Юрий Лоза так уважал Майка. "Реалистично-бытовые" песни Лозы произвели в свое время не меньший шок и, в отличие от творчества ЗООПАРКА, разошлись куда более широким тиражом. Правда, имя автора хита про девочку в баре народ долгое время не знал, зато все знали группу ПРИМУС и в этом названии долго ощущался привкус чего-то крамольного. А произошло это так…


В 1983 году ряды московских фарцовщиков пополнились юношей по имени Юра. А что оставалось делать безработному музыканту,<1> не поступившему в ГИТИС, без прописки и известности? Известности не было, зато были песни.


В это же время у коллеги Лозы по "фарцовым" делам — музыканта Ярослава Ангелюка — оказался в руках комплект дефицитнейшей по тем временам аппаратуры, что навело последнего на мысль о создании первой в Союзе англоязычной электропоп-группы. Группу Ангелюк решил назвать ПРИМУС (от лат. "первый", а не от того аппарата, что "починял" булгаковский кот).


Пока владелец аппаратуры ездил по делам, в гости к группе забрел Лоза. Обнаружив в студии "крутой" аппарат и музыкантов Александра Бондаря и Игоря Плеханова, Юрий предложил попробовать сваять на всем этом "добре" несколько его песен. "Дело было вечером, делать было нечего"… Музыканты затарились ящиком пива и приступили к процессу записи. За 10 часов альбом, названный позднее "Путешествие в Рок-н-ролл", был готов.




"Я им сказал, что с этими штуками хорошо играть рок-н-ролл. "Забил" в драм-машину несколько барабанных структур, потом выдернул из своей книжки двенадцать подходящих песен, и мы их тут же записали. Я пел, играл на гитаре, один музыкант подбрякивал мне на "соляке", а другой переключал драм-машинку. Помню, записывали без единого наложения на магнитофон "Нота" с проваленными каналами. Несмотря на то, что все инструменты были электронными, получился смешной живой альбом.


…Сделать с музыкантами "Примуса" что-нибудь помимо рок-н-ролла было невозможно. Как только я показывал им сложную гармонию, все шло "мимо кассы". Они сидели, раскрыв рты, и мы технически не могли исполнять другие песни, а техническая сторона рок-н-ролльной структуры подразумевает использование примитивных формул — когда в ритм-бокс забивается один такт, а следующий повторяет его при ручном переключении тональности".


                        (Ю. Лоза)


Когда Лоза удалился со своей копией записи восвояси, музыканты группы, не долго думая, доклеили в начало альбома фразу "Для вас поет свои песни группа ПРИМУС" и в таком виде запустили ее по каналам звукозаписи. В результате Лоза жутко обиделся, с ПРИМУСОМ разругался, но было поздно. Песни под маркой ПРИМУСА стали известны каждому второму советскому юнцу. Удачное сочетание компонентов в раннем творчестве Лозы сделало его песни одновременно и модными, и близкими. Тут вам и рок-н-ролл, и дворовая манера исполнения, и знакомые каждому картинки из жизни: стерва-жена с тещей ("Достала"), алкоголики ("Пора по чуть-чуть", "Утро с похмелья"), стенания о джинсах ("Купи мне, мама") и даже еще новая в то время скандальная тема — "Мой приятель —"голубой". Ну, и безусловный хит о бестолковой 15-летней девочке, прожигающей свою жизнь в баре.




Что говорить — это были те неприглядные стороны реальности, о которых советская песня предпочитала умалчивать. Слово "ПРИМУС" стало "жупелом" для учителей, родителей и деятелей культуры. В "Комсомольской правде" опубликовали статью, где "Девочку" назвали "очернением советской действительности", а песни ПРИМУСА — "пошлыми и мещанскими". В то время, Лозе даже приходилось оправдываться за раскрутку альбома на BBC в передаче знаменитого Севы Новгородцева: "Сева Новгородцев пытается вылавливать во всем "скрытый смысл", и он прекрасно знает, за что ему платят. Его волею я стал автором песен, чуть ли не пропагандирующих пьянство, но это полнейшая чепуха…".


Это была обратная сторона славы, в итоге развалившая ПРИМУС Ангелюка. К тому же, попытки группы писать англоязычный электропоп отныне вызывали у слушателей лишь недоумение. Лоза же, наигравшись в рок-н-ролл, уходит в эстраду и завоевывает сердца слушателей уже более лирическими песнями, вроде знаменитого "Плота". Но и старое он не забыл, и не так давно перезаписал множество своих прошлых хитов, в том числе и "Девочку", которая, правда, вряд ли сможет удивить современную молодежь.20 Оно и понятно — 15-летних девочек сегодня полно не только в баре, но и на панели.


 


АЛЬФА — "Гуляка" (1983 г.)




"Я московский озорной гуляка.


По всему тверскому околотку


В переулках каждая собака


Знает мою лёгкую походку.


Каждая задрипанная лошадь


Головой кивает мне навстречу.


Для зверей приятель я хороший,


Каждый стих мой душу зверя лечит".


                              (С. Есенин)


Вы еще не забыли Сергея Сарычева — автора музыки к песенке "Крутится Волчок"? Так вот, в КРУИЗЕ он долго не задержался, решив создать в 1983 году собственный проект под еще одним "скромным" названием — АЛЬФА. Кстати, в этой группе играли будущие участники "металлической" группы АРИЯ — гитарист Холстинин и басист Дубинин. Конечно, никаким "металлом" в те годы и не пахло, музыка АЛЬФЫ представляла собой этакий арт-рок с упором на клавишные и изрядным налетом эстрадности. Первый альбом группы стал и самым знаменитым. Многие меломаны первой половины 1980-х легко вспомнят и энергично-героический "Шторм", и перепетый позднее И. Понаровской "Театр", и чудесную балладу "Зеркало-Река"… Но эти вполне пристойные песни однозначно утонули в лучах славы скандального хита "Гуляка". Несмотря на то, что полный текст песни можно было найти в любом объемном стихотворном сборнике Сергея Есенина, в исполнении АЛЬФЫ он производил куда более мощный эффект. Разухабистое исполнение, откровенно полукабацкая стилизация плюс проигрыш, повторяющий знаменитый мотив "Цыпленка жареного", превращали песню в настоящий хулиганский хит.




Каких-то особых репрессий к перепевке советского классика-деревенщика не применялось, но нервы Сарычеву эта песенка все же попортила. Слава — славой, но АЛЬФУ из-за этого хита не принимали ни в одну филармонию. Сарычев бился долго, АЛЬФА то распадалась, то собиралась, пока в 1989 году не распалась окончательно, а ее лидер не эмигрировал в США.


"— Меня забудут через пять-десять лет, если уже не забыли…


— Твои песни поют сейчас и по радио передают…


— Ерунда все это. Известными стали песни из трех аккордов. А то, что я считаю музыкой — никому не пригодилось…".


                (Из интервью с С. Сарычевым)


 


ПРИМЕЧАНИЕ:


1 — До этого Лоза кочевал по весям страны с группой ИНТЕГРАЛ, которой руководил будущий продюсер группы НА-НА Бари Алибасов.


2 — "Я показал их молодежи, та не врубается. Я мог бы адаптировать, если бы прописал "бочку" в стиле бум-бум-бум и потом уже нанизал бы что-нибудь на этот костяк. Набор барабанов для дискотечной музыки должен быть очень конкретным, с давящим низом, но это так скучно, так усредняет музыку". (Ю. Лоза)





ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...




Статьи в разделе

Всю субботу, 9-го августа проходят БЕСПЛАТНЫЕ мастер-классы В WALL STREET

Open-Air от арт-центра 3D живописи WallStreet!
День творчества и впечатлений для взрослых и детей!
Более 10 мастер-классов для разных возрастов от 10 до … !

ADRIATUR.RU НАГРАЖДЕН ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ РУСИ

Интернет-портал www.adriatur.ru, рассказывающий о Черногории, стал обладателем Национальной литературной премии. Руководителю портала журналисту Алексею Чурилову в Москве вручили высокую награду – Золотое перо Руси.

Авдонин Виктор Иванович

Авдонин Виктор Иванович

Студенческий конкурс "Хрустальный апельсин"

Студенческий конкурс "Хрустальный апельсин"

Презентация «Свет души». Искусство Нового Века

Приглашаем вас посетить презентацию «Свет души» - первую презентацию совместного проекта «Искусство Нового Века» Книжного клуба «Читай-город» и Издательского дома «Сэнсэй».
Киев, 19 ноября, в 16.00 в книжном магазине "Читай-город", ул. Б.Хмельницкого 3-Б

 
Добавить
Добавить статью
Добавить новость
Добавить пресс-релиз
Добавить ссылку

Тэги

Новые авторы
Рекламное Агентство ASTRA
Юрий Шаталин
Наталья Урусова
icg.kiev
Володя Антонов
Сергій Караванець
Кристина Осипова
eurasia
Элли Лордон
Елена Ломова
Анна Якименко
Оксана Иванова
Иван Кусков
Анастасия Воронова
Владимир Макаров
Марина Демкина
Александр Левин
Oleg Bondarenko
Дарья Олейникова
Евгений Илларионов
Станислав Саранцев
Alex Borisov
Александр
Владислав Корнеев
Камилла Багирова
Влад Лебедь
Андрей Стадник
Катерина Холодило
Александр Бескудников

Рассылки
Подписка на рассылки
Email:

Ваше имя:


Партнеры


© Copyright 2006. WebTexts. Тексты, представленные на этом сайте, могут свободно распространяться при условии сохранения ссылок на автора.



Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Украина онлайн МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов