Рок-хиты эпохи застоя, часть 3Культура и искуствоСтатья - Контент-издательство WebTexts


Вход | Контакты
Главная | Статьи | Новости | Пресс-релизы | Интернет ресурсы | Как работает
Главная > Публикации > Культура и искуство

Рок-хиты эпохи застоя, часть 3

Источник: ХайВей | Прочитать на источнике


Рок-хиты эпохи застоя, часть 3 ДИНАМИК — "Мячик" (1982 г.)
часть 1 см. по адресу: http://www.hw.net.ua/art.php?id=34236


часть 2 - http://www.hw.net.ua/art.php?id=34601


 







"Может быть все было бы иначе,


Если б я тебя уговорил.


Жизнь меня бросает словно мячик —


Я качусь, пока хватает сил".


                            (В. Кузьмин)


В конце 1970-х собрались как-то за рюмкой чая два юных дарования — Владимир Кузьмин и Александр Барыкин. Оба были отягощены музыкальным образованием, оба играли в ВИА (первый — в САМОЦВЕТАХ, второй — в ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ), что не мешало им страстно любить рок-музыку и сочинять собственные песни. Тут-то Барыкин и убедил товарища бросить стабильное, но творчески бесперспективное ВИА-существование и затеять "свое дело".


"В САМОЦВЕТАХ тоже был очень неплохой уровень, хотя то, что происходило на сцене, сильно отличалось от того, что мы слушали "в номерах". Я тогда уже понял, что так долго не может продолжаться, потому что никогда не мог делать того, что мне говорят, у меня было много своих идей. …Саша (Барыкин — С. К.) тогда сказал замечательную фразу, вот смотри, мол, люди в Чили революции делают, а мы что не можем уволиться из какого-то Москонцерта и создать рок-группу?". (В. Кузьмин)




Первый же альбом влюбил в новую группу всю молодежь страны. Стоит сказать, что ранний ДИНАМИК был гораздо ближе к "настоящей" рок-музыке, нежели КРУИЗ, АЛЬФА и ЗЕМЛЯНЕ (да и сам поздний Кузьмин), в песнях которых была изрядная доля "эстрадности". Творчество ДИНАМИКА привлекало в первую очередь своей полистиличностью: в первом альбоме можно было встретить и заводные рок-н-роллы, и баллады, и "новую волну"… Не менее разнообразными были и тексты Кузьмина: от лирики ("Слезы Льет Лед", "Мама") до иронических зарисовок из жизни ("Спортлото", "Пляж"), которые сам автор прозвал "музыкальными фельетонами".


"Нам всем так надоели и бессмысленные песни в жанре ВИА, и якобы глубокомысленные "произведения" рок-групп, что захотелось простоты, юмора, игры… Захотелось, чтобы на наших концертах зрители чувствовали себя, как на отличном цирковом представлении, когда все самое сложное делается легко, с улыбкой, с юмором". (В. Кузьмин)




Кстати, этот хит оказался во многом пророческим. Кузьмина действительно покидало по жизни: от тандема с Пугачевой до американской женитьбы и эмиграции в Штаты. Очередной раз ДИНАМИК возродился уже в 1993 году. И хотя уже давно никто не считает Кузьмина "чистым" рокером и "лучшим гитаристом СССР", ему до сих пор удается писать успешные красивые песни, узнаваемые с первых аккордов и первых звуков голоса.


 


Группа ПИКНИК начала 1980-х.
ПИКНИК — "Ночь" (1982 г.)



"Ночь шуршит над головой как вампира черный плащ,


Мы проходим стороной — эти игры не для нас.


Пусть в объятьях темноты бьется кто-нибудь другой,


Мы свободны и чисты, мы проходим стороной".


                                                 (Э. Шклярский)


Для большинства населения страны советов группа ПИКНИК стала известна лишь с 1987–88 годов, когда вышла первая "виниловая" пластинка, а песня "Иероглиф" была широко разрекламирована разнообразными передачами про восточные единоборства. И тем не менее, "продвинутая" молодежь уже затирала пленки с характерным голосом Эдмунда Шклярского еще с 1982 года, слушая песни про "Опиумный Дым", несчастную "Золушку" и, конечно же, про "Ночь" с ее чарующе-отрешенной атмосферой.


"В песне не главное — конкретика, а главное — создать мир. Важнее — не объяснения-пояснения, а ощущения, которые невозможно ничем описать, как запах… Когда, скажем, он способен мгновенно перенести человека в то время, когда он это ощущал. То есть, достаточно одного какого-то запаха. Иногда музыка также способна перенести. Поэтому важнее для нас создать свои ощущения — такая задача… Погрузить человека в какое-то особое пространство". (Э. Шклярский)




"— А "ночь шумит над головой, как вампира черный плащ", проект "Вампирские песни" — откуда это?


— Это тоже впечатления. Я когда-то смотрел старый черно-белый фильм про вампиров, там, естественно, крови никакой не было, но присутствовало ощущение полутонов, действовали существа, которые жили и в этом, нашем мире, и в том, "потустороннем". Если перенести это на человеческое существование — есть масса людей, которые биологически вроде с нами пересекаются, но существуют все равно в своем кругу, каком-то своем мире. Вообще, "наш" мир — это перекрестие огромного количества замкнутых человеческих миров. Взять даже группу "Пикник" — мы живем в очень замкнутом мире. Это, с одной стороны, мы сами, музыканты, узкий круг наших знакомых, с другой — наши слушатели, среди которых есть люди самых разных профессий и интересов, у каждого из которых — свой мир. Такая вот система кровообращения…


— Давно хотелось спросить: как "Ночь" соотносится с " No Quarter " LED ZEPPELIN?


— Никак не соотносится.


— А клавишное вступление очень похоже!


— Да? На самом деле составные части там такие: JETHRO TULL , понятно… и Сологуб мне принес кассету Заппы с песней "Пытка Не Кончается". Помню, монотонное было что-то та­кое…".


                                   (Из интервью с Э. Шклярским)


Не последнюю роль в "раскрутке" "Ночи" сыграл сам автор. Как только возникла возможность записать первую пластинку, Шклярский не задумываясь поместил среди нового материала два старинных раритета — "Ночь" и "Великан" (правда, перезаписанных). Впоследствии без этого хита не обходился ни один сборник ПИКНИКА. А когда пришла пора переводить наследие на CD, "придирчивый" мультиинструменталист Шклярский вообще совершил "кощунство", полностью переписав альбом "Дым" — заново и в одиночку. Поэтому найти исторический оригинал для меломана нынче нелегко. Зато легко отличить его от других записей по характерным звукам скрипящей двери, открывающих "Ночь".


"Я и сегодня мечтал бы написать песню "Ночь". Удачное сочетание мелодичности и оптимальной аранжировки — там это было и это по-прежнему важно для нас". (Э. Шклярский)


 




"Ты клянчишь деньги на булавки — ты их тратишь на своих друзей.


Слава Богу, у таких, как ты, не бывает детей.


Ты хочешь, чтоб все было по первому сорту,


Но готова ли ты к пятьсот второму аборту?


Ты — дрянь!.."


 


"Я посмотрел на часы — было восемь ноль одна,


Мы танцевали, вместе с нами танцевала луна.


Рок-н-ролл танцуют все кругом.


Мы прыгали, вертелись и кружились так, что пол ходил ходуном!"


                        (Михаил "Майк" Науменко)


"Я считаю Майка единственным настоящим питерским рокером", — говорил Кузьмин. С этим не спорил даже скептически настроенный по отношению к русскому року Юрий Лоза. Я сознательно не привожу панегириков из уст бывших членов Ленинградского рок-клуба — для них Михаил "Майк" Науменко — общепризнанный классик. И хотя лидеру группы ЗООПАРК так и не суждено было вкусить той всенародной любви, как Макаревичу, Кузьмину, Гребенщикову и Цою, он все-таки был какое-то время достаточно популярен. К своему "куску пирога" Майк шел долго. Подобно Никольскому он очень быстро исписался. Большую часть своего "золотого фонда" рокер создал еще в конце 1970-х — начале 1980-х, и половина этого наследия уместилась на первом "двойном" акустическом сольнике "Сладкая N и др." (1980). Поэтому многие хиты с последующих "элетрических" альбомов в субкультурной среде открытием не стали. Что не помешало ЗООПАРКУ после выхода в 1983 году альбома "Уездный Город N" пробиться в "Парад популярности" питерской газеты "Смена". Правда, первой пробилась песня в общем-то незамысловатая и танцевальная, шутливо окрещенная автором "Дк Dance (Мажорный Рок-н-Ролл)". Для совсем юных поясню, что ДК —Дворцы Культуры — в советское время были популярным местом проведения молодежных дискотек и музыкальных сейшенов.


"Когда я услышал "Мажорный рок-н-ролл" впервые, то сказал, что вещь настолько коммерческая, что может понравиться даже Садчикову из "Смены", который составляет там "Парады популярности". И что же — действительно, открываем газетку и видим — Майк в списках. Но сделана эта песня с таким драйвом и чувством, что не восхищаться ею нельзя. И потом, разве "Рок вокруг часов" Билла Хэйли не был коммерческим номером?" (К. Кич, "РОКСИ" №6, 1983г.)<1>


"Это песни ни о чем — веселые, незатейливые, дурашливые. Этим и нравятся, наверное. А вообще-то, глупую песню гораздо сложней написать, очень трудно, чтобы это не было такой, знаете, ахинеей. Поэтому надо балансировать, выдерживать стиль. Стиль рок-н-ролла не позволяет быть совсем уж глупым". (Майк Науменко)


Странное дело — человек, совершенно не умеющий петь, играющий в основном известные рок-н-ролльные стандарты и пишущий тексты, далекие от изящного стихосложения, оказался (вместе с Макаревичем и Гребенщиковым) одним из тех, кто решающим образом изменил направление русского рок-н-ролла. А сделал лидер ЗООПАРКА следующее: а) нашел для зарубежной музыкальной формы соответствующее русскоязычное наполнение и б)…


"…Насколько я знаю из разговоров с очень многими музыкантами из разных групп и разных городов: какое-то влияние я оказал в том плане, что, может быть, одним из первых стал писать очень конкретные песни тем языком, которым мы общаемся друг с другом, простыми обычными словами и о ситуациях, может быть, не совсем приятных, гаденьких; но описывал нашу жизнь такой, какая она есть. Не призывая ни к чему и не выводя мораль". (Майк Науменко)


Одной из ярких иллюстраций этого тезиса может стать знаменитая песня "Ты — Дрянь". Написавший множество самых проникновенных песен о любви, Майк одновременно подарил стране Советов, наверное, самый яростный и безжалостный "антифеминистический гимн". Поверьте, тогда подобная песня звучала пугающе откровенно.


Создавался этот хит еще в 1970-м году, и в рок-среде до сих пор ходят слухи о его прообразах.


"Песни его я принял сразу. Может быть это потому, что я знал, кому посвящена та или иная песня. …"Ты — дрянь" …посвящена подружке моей жены. Это были две подружки, мы у них часто оттягивались в Апраксином переулке. Потом я женился на Зине, а Майк вот песню написал". (Михаил "Фан" Васильев)


Эта песня принесла Майку и первый скандал. Первое публичное выступление нашего героя в Москве (вместе с Макаревичем, АКВАРИУМОМ, Никольским) не только шокировало лидера МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, но и раскололо пополам зрительный зал: одни — возмущенно свистели, другие — неистово аплодировали. После концерта накал страстей и вовсе перерос в потасовку между слушателями.


"Опять же публика была не урловая, а дрались там интеллигенты с интеллигентами, как это бывает при каких-то литературных спорах. Очень обломался Макаревич — был недоброжелателен, огорчен и раздражен. Майк же совершенно на это не рассчитывал, он жил в этом мире, а у людей был шок". (А. Троицкий)


"Подошел к пульту тихий, необыкновенно интеллигентный человек с большим носом и в темных очках. Долго и вежливо объяснял звукорежиссеру, какой бы он хотел звук. Потом вышел на сцену, и вдруг в лице его что-то изменилось, нижняя челюсть выехала вперед, и с удивительно неприятными интонациями он затянул "Ты — дрянь…". Очень мне не понравилась такая метаморфоза. Был я тогда поборником тотальной чистоты и считал, что если человек в жизни один, а на сцене корчит из себя что-то другое, то, значит, в одном из двух случаев он врет. Ну, такой вот детский максимализм". (А. Макаревич)




"Делая шаг вверх, к воздушным замкам АКВАРИУМА, Майк всегда гнал лажу — равно как и БГ, спускаясь в пропущенный сквозь его рок-н-ролльные символы хаос, никогда не дотягивал до майковской трезвости восприятия. Достаточно сравнить антифеминистические вещи БГ с майковской "Дрянью" — абсолютным андерграундным шедевром. Тут есть все, что надо: горечь, злоба, пощечина и любовь. При этом у него есть целый ряд песен с чудовищным процентом безвкусицы, как у какого-нибудь символиста третьего ряда: какая-то "слепая колдунья, которая учит летать", какие-то "золотые львы, стоящие на границе между мной и тобой", все это похоже на засахаренное варенье. Настоящая лирика Майка была вот где: "Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с его женой, / Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой…". В какой-то мере эта строка "ты спишь с моим басистом" — квинтэссенция майковской лирики. Мне рассказывали, что на концерте в городе Челябинске группа женщин, отслушавши песенку, стала прорываться к музыкантам громить аппаратуру с криками "сам ты дрянь". Интересно, о чем таком пел Орфей, что его растерзали взбешенные вакханки?


…в иные минуты что-нибудь вроде "ты — дрянь, ты продала мою гитару и купила себе пальто" радует куда больше, чем "я вас любил, любовь еще быть может…". Первое как-то роднее. Да и кто из стариков-литераторов мог так емко, без метафорических спекуляций, положившись на две вещи — пальто и гитара — выразить суть противостояния Инь и Ян?"


(В. Соловьёв "Часть мира, которого нет")


 


ПРИМЕЧАНИЕ:


1 — Кстати, эта блестящая стилизация, пережила очередной взлет популярности, когда ее взяла на вооружение группа СЕКРЕТ. С тех пор многие и не подозревают, что "Мажорный рок-н-ролл", а также "Буги-вуги Каждый День" отнюдь не принадлежат авторству Леонидова/Фоменко.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...




Статьи в разделе

Всю субботу, 9-го августа проходят БЕСПЛАТНЫЕ мастер-классы В WALL STREET

Open-Air от арт-центра 3D живописи WallStreet!
День творчества и впечатлений для взрослых и детей!
Более 10 мастер-классов для разных возрастов от 10 до … !

ADRIATUR.RU НАГРАЖДЕН ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ РУСИ

Интернет-портал www.adriatur.ru, рассказывающий о Черногории, стал обладателем Национальной литературной премии. Руководителю портала журналисту Алексею Чурилову в Москве вручили высокую награду – Золотое перо Руси.

Авдонин Виктор Иванович

Авдонин Виктор Иванович

Студенческий конкурс "Хрустальный апельсин"

Студенческий конкурс "Хрустальный апельсин"

Презентация «Свет души». Искусство Нового Века

Приглашаем вас посетить презентацию «Свет души» - первую презентацию совместного проекта «Искусство Нового Века» Книжного клуба «Читай-город» и Издательского дома «Сэнсэй».
Киев, 19 ноября, в 16.00 в книжном магазине "Читай-город", ул. Б.Хмельницкого 3-Б

 
Добавить
Добавить статью
Добавить новость
Добавить пресс-релиз
Добавить ссылку

Тэги

Новые авторы
Рекламное Агентство ASTRA
Юрий Шаталин
Наталья Урусова
icg.kiev
Володя Антонов
Сергій Караванець
Кристина Осипова
eurasia
Элли Лордон
Елена Ломова
Анна Якименко
Оксана Иванова
Иван Кусков
Анастасия Воронова
Владимир Макаров
Марина Демкина
Александр Левин
Oleg Bondarenko
Дарья Олейникова
Евгений Илларионов
Станислав Саранцев
Alex Borisov
Александр
Владислав Корнеев
Камилла Багирова
Влад Лебедь
Андрей Стадник
Катерина Холодило
Александр Бескудников

Рассылки
Подписка на рассылки
Email:

Ваше имя:


Партнеры


© Copyright 2006. WebTexts. Тексты, представленные на этом сайте, могут свободно распространяться при условии сохранения ссылок на автора.



Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Украина онлайн МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов