Малый бизнес обзавелся новым ЗакономЮриспруденцияСтатья - Контент-издательство WebTexts


Вход | Контакты
Главная | Статьи | Новости | Пресс-релизы | Интернет ресурсы | Как работает
Главная > Публикации > Юриспруденция

Малый бизнес обзавелся новым Законом

Источник: Клерк.Ру | Прочитать на источнике


Первоочередной, жизненно необходимый, ключевой - такими эпитетами награждался Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ в период его разработки и принятия. И вот Закон подписан главой государства и с 1 января 2008 года вступит в силу. Теперь у малого и среднего бизнеса появился, наконец, новый "устав". Облегчит ли на самом деле он жизнь предпринимателям?
С момента принятия Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 88-ФЗ) произошли существенные изменения в законодательной базе. Были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", "О приватизации государственного и муниципального имущества". Это привело к коллизии норм федерального законодательства и отмене ряда статей Закона № 88-ФЗ. В таком урезанном виде Закон носил декларативный характер и, в сущности, являлся недействующим нормативно-правовым актом с устаревшими нормами, а малое предпринимательство оставалось обделенным сектором предпринимательства. Вместе с тем малое и среднее предпринимательство играет особую роль в экономике любого государства. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота, дешевизна управления обуславливают важное экономическое значение этого сектора экономики. "Сектор малых предприятий в России вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей экономики. Однако в силу причин системного характера потенциал малого предпринимательства в России на сегодняшний день далеко не реализован. Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малые предприятия вынуждены концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий", - отмечает глава Комитета Государственной Думы по экономической политике Евгений Федоров. И в самом деле, с какими только проблемами не приходится сталкиваться россиянину, решившему организовать небольшой бизнес. Это и нестабильность налогового законодательства, и высокая налоговая нагрузка, которая делает невыгодной, а зачастую и убыточной осуществление предпринимательской деятельности. Для всех малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в разных сферах, актуальна проблема доступа к помещениям на этапе образования, высоких ставок арендной платы. До конца не решены вопросы защиты собственности. Малый и средний бизнес испытывает значительные сложности с получением кредитов. Небольшие сроки кредитования, а также высокая стоимость кредитов не удовлетворяют потребности потенциальных заемщиков. Способен ли новый Закон о развитии малого и среднего предпринимательства (далее - новый Закон), который придет на смену Закону № 88-ФЗ, переломить ситуацию - увеличить количество субъектов малого и среднего бизнеса, создать для него благоприятные условия деятельности, обеспечить конкурентоспособность?
Остановимся подробнее на основных новеллах нового Закона. Уже из названия очевидно: теперь Закон регулирует не только сферу развития малого предпринимательства. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый Закон регламентирует и эту сферу. Таким образом, в законодательстве появился новый термин МСП (малое и среднее предпринимательство). Изменились и критерии отнесения предприятий к числу малых. Если раньше единственным критерием была средняя численность, дифференцированная по отраслевому признаку (в промышленности, к примеру, малыми считались предприятия с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60, в розничной торговле - до 30), то новый Закон вводит два критерия. Первый - это средняя численность работников за предшествующий календарный год, причем независимо от видов деятельности. Второй, дополнительный критерий, - максимальный объем выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства, которое будет устанавливать их для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований. Что касается средней численности работников, то в соответствии с этим критерием теперь выделяются три вида субъектов МСП: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек и средние предприятия - от 101 до 250 человек. Применение этого критерия позволяет обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов МСП. В целом же четкая градация субъектов МСП дополнительно позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида малых и средних хозяйствующих субъектов. Не менее важным моментом является то, что на законодательном уровне закреплены особенности правового регулирования деятельности субъектов МСП. К ним относятся: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; льготный порядок приватизации государственного и муниципального имущества; особенности участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); меры финансовой поддержки; меры по развитию инфраструктуры поддержки. Новым Законом также установлены основные принципы поддержки субъектов МСП, а именно: заявительный порядок обращения субъектов МСП за поддержкой; доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП; равный доступ субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным в федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, к участию в соответствующих программах; предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О защите конкуренции"; открытость процедур предоставления поддержки. Очевидно, что перечисленные выше особенности правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса и принципы их поддержки носят рамочный характер и требуют принятия большого массива изменений в действующую правовую базу. Вместе с тем включение их в новый Закон является нормативным закреплением позиции государства в отношении МСП и отправной точкой, дающей старт дальнейшим изменениям в этой сфере. Положительным моментом, пресекающим произвол чиновников и делающим прозрачными "правила игры", является установление непосредственно в новом Законе закрытого списка причин для отказа в предоставлении бюджетной поддержки и перечня видов деятельности, по которым такая поддержка осуществляться не может. К ним относятся малые и средние предприятия, являющиеся кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами. Также поддержка не будет оказываться малым и средним предприятиям, которые являются участниками соглашений о разделе продукции, нерезидентами РФ или работают в сфере игорного бизнеса. Новым Законом предусмотрены переходные положения. Организации, осуществляющие свою деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства до дня вступления в силу Закона, но не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным данным Законом, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение полугода со дня вступления в силу нового Закона.
Несмотря на неоспоримую актуальность принятого нового Закона, для его реализации, как уже отмечалось выше, требуется внесение изменений в другие действующие сегодня нормативные акты, а также разработка соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программ. Это - отдельная масштабная задача на ближайшую перспективу. Отметим, что сейчас в Государственной Думе уже готовятся поправки, предусматривающие изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с принятием нового Закона о развитии малого и среднего предпринимательства. В них-то и содержатся основные изменения, которые на практике способны облегчить жизнь МСП. В частности, предполагается внести изменения в статью 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на упрощенную систему налогообложения или на ЕНВД, будут освобождаться от обязанности ведения бухгалтерского учета. Для этих же категорий предпринимателей депутаты намерены добиться послаблений в части применения контрольно-кассовой техники, для чего планируется внести поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В целях дополнения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведениями об их отнесении к категории микропредприятия, малого или среднего предприятия предполагается внести поправки в статью 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Важное гарантийное значение для субъектов малого и среднего бизнеса будет иметь норма о нераспространении на субъектов МСП в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки. Речь идет о так называемой "дедушкиной оговорке", на принятии которой настаивают в Госдуме. Будем надеяться, что все эти поправки не будут отложены в долгий ящик, так как именно они как раз и представляют для бизнеса наибольший интерес.
Статья подготовлена по материалам Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму




Статьи в разделе

По каким критериям лучше подбирать квалифицированного юриста

Выход за рамки законодательных норм всякий раз чреват серьезными неприятностями. Даже пребывая вполне законопослушным и социально ответственным человеком, можно переступить какую-нибудь законодательную норму.

Перевод закона Украины о пенсии на русский язык

Приведен перевод на русский язык статей 40...45 из закона Украины о пенсии

Окажем помощь в разрешении на трудоустройство для иностранцев

Согласно постановленным решениям с 5 июля 2013 года Кабинета Министров Украины, процедур регистрации на официальное трудоустройства иностранца значительно упростилась. Неутешительная практика показывает, что быстрому решению этой проблемы вряд ли найдется столь же быстрое оформление.

Регистрация ООО или регистрация ИП, есть над чем подумать и что сравнить?

Регистрация ООО является самой распространённой организационно правовой формой для ведения бизнеса регистрируемого в налоговой инспекции, далее в рейтинге регистраций на второй строчке расположились индивидуальные предприниматели сокращенно ИП.

Случай из адвокатской практики - рента

Адвокат Петр Домбровицкий (фрагмент интервью): «Согласно статье 583 ГК, одна сторона договора ренты (получатель ренты) передает в собственность другой стороне (плательщику ренты) свое имущество. В обмен на полученное имущество плательщик ренты обязуется периодически выплачивать получателю ренту - в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Для пожилых людей, подписавших договор ренты под свою квартиру, «иной формой» кроме денег могут быть, например, продукты, лекарства, услуги по обеспечению хозяйственных нужд или медицинскому уходу», - объясняет адвокат Петр Домбровицкий. – «Обращаю внимание на то, что в случае, когда под выплату ренты передается недвижимость, статья 584 ГК РФ требует обязательной государственной регистрации договора ренты. Как раз этот момент и защищает человека, отдающего свою квартиру по договору ренты, от возможных злоупотреблений со стороны плательщика ренты. Регистрируя сделку, государство обязуется удостовериться в законности указанных в договоре условий и обеспечить чистоту процедуры».

 
Добавить
Добавить статью
Добавить новость
Добавить пресс-релиз
Добавить ссылку

Тэги

Новые авторы
Рекламное Агентство ASTRA
Юрий Шаталин
Наталья Урусова
icg.kiev
Володя Антонов
Сергій Караванець
Кристина Осипова
eurasia
Элли Лордон
Елена Ломова
Анна Якименко
Оксана Иванова
Иван Кусков
Анастасия Воронова
Владимир Макаров
Марина Демкина
Александр Левин
Oleg Bondarenko
Дарья Олейникова
Евгений Илларионов
Станислав Саранцев
Alex Borisov
Александр
Владислав Корнеев
Камилла Багирова
Влад Лебедь
Андрей Стадник
Катерина Холодило
Александр Бескудников

Рассылки
Подписка на рассылки
Email:

Ваше имя:


Партнеры


© Copyright 2006. WebTexts. Тексты, представленные на этом сайте, могут свободно распространяться при условии сохранения ссылок на автора.



Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Украина онлайн МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов