Регистрация юридических лицЮриспруденцияСтатья - Контент-издательство WebTexts


Вход | Контакты
Главная | Статьи | Новости | Пресс-релизы | Интернет ресурсы | Как работает
Главная > Публикации > Юриспруденция

Регистрация юридических лиц


Автор: Алексей Зайцев


Отечественное законодательство по данному вопросу является сравнительно новым и состоит главным образом из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон о регистрации). Этот закон обобщил в одном нормативно-правовом акте положения, которые регулируют отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра и заменил собой значительный объем разрозненных нормативных актов, часто противоречащих друг другу и создающих серьезные препятствия для развития предпринимательства, а следовательно, и гражданского общества в целом.

Безусловными достоинствами ныне действующей системы являются:

принцип "одного окна", который сделал возможным регистрацию в упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;
введение в практический оборот единого информационного ресурса - Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в который включены сведения обо всех зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лицах;
стремление законодателя к унификации и персонификации общих принципов юридической ответственности, как регистрирующих органов, так и заявителей.
Но с другой стороны, действующее сегодня законодательство, несмотря на то, что был сделан значительный шаг вперед, продолжает пестрить пробелами, в ряде случаев не обеспечивающим и не гарантирующим ценности регистрации. Более того, нормативные акты, которые составляют институт государственной регистрации, все еще часто не согласованы, а порой и противоречивы, что в совокупности отражается на эффективности и практическом применении этого правового института.

Так, анализ хозяйственной деятельности зарегистрированных в нашей стране юридических лиц позволяет говорить о том, что около 50% этих организаций создается и регистрируется для участия в схемах уклонения от налогообложения, в схемах легализации и выводов активов за рубеж. Безусловно, что одной из основных причин создавшегося положения является отсутствие сколько-нибудь реальных правовых преград для создания таких субъектов и в первую очередь неэффективность регистрационного законодательства. В связи с этим, хотелось бы более подробно остановиться на некоторых таких пробелах.

Серьезной проблемой действующего регулирования является отсутствие каких бы то ни было механизмов реального контроля за наличием имущества, составляющего его уставный капитал. Среди документов, которые необходимо представить для государственной регистрации в связи с созданием юридического лица, ст. 12 Закона о регистрации предусматривает только два документа, содержание которых затрагивает уставный капитал, - заявление о государственной регистрации и учредительные документы. Согласно официальной форме заявления, заявитель в ней указывает лишь на форму имущественной основы (уставный капитал, складочный капитал, уставный фонд, паевые взносы), а также его размер. То же самое предусмотрено и в отношении учредительных документов.

Вместе с тем, ни заявление, ни учредительные документы не содержат в себе сведений, подтверждающих оплату учредителями уставного капитала. В связи с этим, на практике не редки случаи, когда создается коммерческая организация, учредительные документы которой (а также заявление на регистрацию) содержат все необходимые сведения, но уставный капитал не оплачивается. Отказать в государственной регистрации такого юридического лица невозможно, во-первых, потому что должностные лица регистрирующих органов не имеют законных прав на проведение содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их достоверность и соответствие законодательству) и, во-вторых, потому что в ст. 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание, которое могло бы быть применено в рассматриваемом случае. В связи с этим было бы целесообразно внести соответствующие изменения в регулирующее законодательство, наделив регистрирующие органы правами на проведение такой экспертизы.

Нельзя не упомянуть и о такой стадии регистрации, как правовая экспертиза представленных от имени заявителя документов. Суть этой стадии воплощается в количественной и качественной проверке должностными лицами регистрирующих органов документов в целях принятия на ее основе соответствующего итогового решения - либо о регистрации, либо об отказе в регистрации.

Закон о регистрации не содержит ни единой нормы, которая бы закрепляла правила принятия итоговых решений. Существующие в его содержании статьи под наименованием "Порядок государственной регистрации" (статьи 8-11, 13, 15, 18, 22) указывают лишь на сроки, место регистрации, правила подачи документов и так далее. Нет подобной информации и среди подзаконных актов Правительства и Федеральной налоговой службы.

Тем не менее, процессуальные действия органов Федеральной налоговой службы при принятии решения о регистрации можно определить из оснований отказа в государственной регистрации, так как последние отражают, главным образом, суть регистрации, описывая те факты, поиском которых и занимаются регистрирующие органы. В основе принятия решения об отказе в регистрации лежат в основном формальные основания, в отличие, например, от действовавшего ранее законодательства, которое предусматривало возможность отказа в регистрации в случаях нарушения при процедуре создания юридического лица требований законодательства.

Вместе с тем, стадия правовой экспертизы документов является ключевой, основной, стороной государственной регистрации вообще и государственной регистрации юридических лиц, в частности, а также важной частью института государственного контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и предотвращения экономических преступлений.

В связи с этим, следует признать, что действующий порядок регистрации малоэффективен и не отвечает требованиям, которые стоят перед институтом государственной регистрации. Действительно, как можно обеспечить интересы кредиторов, третьих лиц, если законодательство допускает реальную возможность легализации юридического лица по подложным документам? Более того, образовавшаяся ситуация дает легальную возможность по распространению так называемого "рейдерства", то есть недружественных поглощений одних организаций другими, нередко при помощи самих регистрирующих органов, с целью завладения их имуществом, производственными ресурсами, деловой репутацией и т.п.

Иными словами, в действующем законодательстве недостаточно проработан вопрос о предварительном государственном контроле за корпоративной (главным образом предпринимательской) деятельностью хозяйствующих субъектов. В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о регистрации, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица - "в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц". При этом законодатель сделал эти действия не обязанностью, а только правом регистрирующего органа. Иными словами, регистрирующий орган может (при наличии желания) осуществить соответствующую проверку и выявить нарушения. В связи с этим не вполне ясна логика нашего законодателя: зачем регистрировать юридическое лицо, вносить данные о нем в государственный реестр для того, чтобы потом его ликвидировать и исключать из реестра? То есть, в чем смысл осуществлять затратные действия в рамках текущего и последующего контроля, если их можно было бы провести предварительно, до момента регистрации и этим предотвратить возможные негативные последствия?

Для исправления возникшей ситуации было бы целесообразно дополнить Закон о регистрации нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов, одновременно пересмотрев нормы, закрепляющие срок государственной регистрации, а также отказ в регистрации.

Регистрация юридических лиц

Статьи в разделе

По каким критериям лучше подбирать квалифицированного юриста

Выход за рамки законодательных норм всякий раз чреват серьезными неприятностями. Даже пребывая вполне законопослушным и социально ответственным человеком, можно переступить какую-нибудь законодательную норму.

Перевод закона Украины о пенсии на русский язык

Приведен перевод на русский язык статей 40...45 из закона Украины о пенсии

Окажем помощь в разрешении на трудоустройство для иностранцев

Согласно постановленным решениям с 5 июля 2013 года Кабинета Министров Украины, процедур регистрации на официальное трудоустройства иностранца значительно упростилась. Неутешительная практика показывает, что быстрому решению этой проблемы вряд ли найдется столь же быстрое оформление.

Регистрация ООО или регистрация ИП, есть над чем подумать и что сравнить?

Регистрация ООО является самой распространённой организационно правовой формой для ведения бизнеса регистрируемого в налоговой инспекции, далее в рейтинге регистраций на второй строчке расположились индивидуальные предприниматели сокращенно ИП.

Случай из адвокатской практики - рента

Адвокат Петр Домбровицкий (фрагмент интервью): «Согласно статье 583 ГК, одна сторона договора ренты (получатель ренты) передает в собственность другой стороне (плательщику ренты) свое имущество. В обмен на полученное имущество плательщик ренты обязуется периодически выплачивать получателю ренту - в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Для пожилых людей, подписавших договор ренты под свою квартиру, «иной формой» кроме денег могут быть, например, продукты, лекарства, услуги по обеспечению хозяйственных нужд или медицинскому уходу», - объясняет адвокат Петр Домбровицкий. – «Обращаю внимание на то, что в случае, когда под выплату ренты передается недвижимость, статья 584 ГК РФ требует обязательной государственной регистрации договора ренты. Как раз этот момент и защищает человека, отдающего свою квартиру по договору ренты, от возможных злоупотреблений со стороны плательщика ренты. Регистрируя сделку, государство обязуется удостовериться в законности указанных в договоре условий и обеспечить чистоту процедуры».

 
Добавить
Добавить статью
Добавить новость
Добавить пресс-релиз
Добавить ссылку

Тэги

Новые авторы
Рекламное Агентство ASTRA
Юрий Шаталин
Наталья Урусова
icg.kiev
Володя Антонов
Сергій Караванець
Кристина Осипова
eurasia
Элли Лордон
Елена Ломова
Анна Якименко
Оксана Иванова
Иван Кусков
Анастасия Воронова
Владимир Макаров
Марина Демкина
Александр Левин
Oleg Bondarenko
Дарья Олейникова
Евгений Илларионов
Станислав Саранцев
Alex Borisov
Александр
Владислав Корнеев
Камилла Багирова
Влад Лебедь
Андрей Стадник
Катерина Холодило
Александр Бескудников

Рассылки
Подписка на рассылки
Email:

Ваше имя:


Партнеры


© Copyright 2006. WebTexts. Тексты, представленные на этом сайте, могут свободно распространяться при условии сохранения ссылок на автора.



Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Украина онлайн МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов